For fly-girl$
Другой
всем известной (и,
увы, уже навязшей, как $niker$)ипостасью раннего хип-хопа было - граффити.
СЛОВО "граффити" происходит от
итальянского "graffito", то есть
“нацарапанный”. Родилось оно году в 70-м,
когда 16-летний негор Деметривс из Вашингтон
Хайтс стал метить стены нью-йоркского тауна
своей кличкой - Taki 183. Такая метка называлась
"тэгом" и представляла собой
классический пример би-бойских кликух. Она
складывалась из собственно псевдонима и
номера родной улицы: Lenny Len Lake 2, Rip 7, Tracy 168 и
так далее. Иные b-boy$ выдумывали себе
крикливые прозвища в духе индейских вождей
- тот же Crazy Legs или, к примеру, The Man With a Thousand
Moves! Сам по себе тэг искусством не был - он,
собственно, ничем не отличался от каракуль
наших подъездных королей - "Вована" и
"Лысого". Taki был ничуть не
изобретательней остальных - писал простым
маркером и без наворотов. Но Taki был маньяком:
своим тэгом он изгадил половину Нью-Йорка,
заслужив всенародную славу (в 1971 году "The
New York Times" напечатала о нем большую статью)
и бросив вызов остальным би-боям. Началось
соцсоревнование - каждый стремился
наляпать свой тэг на более видном и
неожиданном месте, сделать его больше и
красивее. По сути это было такой же формой
карнавальной перебранки, как брейк или рэп.
Очень быстро тэги превратились в настоящие
картины ("pieces" - вероятно, от "masterpiece"
- "шедевр"), с персонажами и
индустриальными пейзажами. Лупоглазые
персонажы-караксы (от "characters") обычно
брались из американских комиксов или
японских мультиков-манга. Скоро в ход пошли
пульвера (как правило "крилон") и через
несколько лет все тэги стали цветными. Но по
началу культовым оружием граффитистов были
самодельные маркеры - в банку из-под
дезодоранта напихивалась "копирка" и
заливалась спиртом с ацетоном; отверстие
затыкалось старым носком. Не удивительно,
что с такой хреновиной в кармане би-бой
чувствовал себя анархистом-бомбометателем.
Рисовать граффити на слэнге стало
называться "to bomb"... Зато на кисти
существовало табу - художник, застуканный
за работой кистью, дисквалифицировался,
опетушивался и съедался. Писез рисовались
сразу и набело - спреем картину не
подправишь. Мастерство граффитиста
заключалось в твердой руке и умении
подбирать цвета и распылители; грамотные
бомберы знали бездну номеров, обозначающих
оттенки крилона. К 1972-му в городе появилось
несколько граффити-бригад - "The EX Vandals",
"The Soul Artists", "United Graffiti Artists". В том
же году би-бой Super Kool 223 додумался надеть на
пульверизатор распылитель от крема "Gilette".
Это дало широкие ровные полосы, и Super Kool
нарисовал первую большую цветную картину,
превратив граффити в монументальное
искусство в духе Сикейроса. Один за другим
возникали новые стили написания тэгов: Phase 2
придумал пузатый шрифт "bubble letters"; Blade и
Comet - огромные "плоские" черно-белые
буквы "blockbuster"; потом появился,
объемный шрифт "3D", придуманный King 2 и
Pistoll; и наконец возник самый сложный - "wildstyle",
в котором буквы, хитро переплетаясь,
складываются в абсолютно нечитаемую
паутину - почище китайских иероглифов и
арабской вязи. Между стилями и бригадами
шла постоянная борьба, запечатленная в
знаменитом фильме "Style Wars" (название
взято из одноименного графита работы Knock,
посвященного той же теме). Часто
соперничество вело к замалевыванию чьих-нибудь
картин собратьями по цеху. Одна из бригад
даже так и называлась - "Т.С.О." ("The Cross
Outs"- "рисующие поверх"), другим
известным вандалом был би-бой Cap, а шрифт "blockbuster"
изобрели специально для таких подлянок.
|